Блоги на Formula 1 Only
Авторские колонки о Королевских автогонках
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 2781
- Комментариев: 6
- Подписаться на обновления
- Печатать
Неправильное восприятие понятия «рента-драйверы»
Последние годы мы часто слышим термин «рента-драйверы», хотя если копнуть глубоко в историю Формулы 1, то всегда пилоты вынуждены были платить за место за рулем болида.
Но почему тогда об этой проблеме заговорили так много только сейчас? Дело в том, что раньше не было такой колоссальной разницы в бюджете у команд. Хотя безусловно у McLaren, Williams и Ferrari были куда лучшие финансовые возможности, чем у других конюшен. Именно поэтому скромные коллективы пытались найти баланс в составе пилотов, отдавая одно место потенциальному лидеру, а за рулем другого болида выступал гонщик, который пытался утвердиться в Формуле 1, поэтому платил за такую возможность.
Но современные реалии таковы, что многие команды сейчас вынуждены в первую очередь смотреть на спонсорскую поддержку пилота, а уже потом рассматривать его с точки зрения гоночного потенциала. Но ведь нельзя винить руководство и владельцев конюшен в этом. Ведь все хотят бороться за максимальный результат, только одним повезло иметь владельцем Дитриха Матешица, который не жалеет денег на свое детище, а некоторые коллективы живут по средствам, имея бюджет раза в три-четыре меньше.
И если Red Bull может позволить нанять себе на хорошую зарплату двух сильных гонщиков, то для большинства команд это уже непозволительная роскошь. На данный момент только четыре коллектива (Red Bull, Ferrari, Mercedes и McLaren) могут себе позволить не приглашать рента-драйвера. Кто-то может заявить, что и Lotus имеет у себя двух сильных гонщиков. Но если по Кими Райкконену вопросов нет, то вот Роман Грожан обеспечил себе трудоустройство в конюшни из Энстоуна за счет спонсорской поддержки компании Total. А кто внимательно следит за новостями Формулы 1, то должен знать, что сейчас команда Lotusиспытывает проблемы с финансами, о чем писали впервые еще минувшей осенью. И проблемы эти пока никуда не делись. И если вопрос не будет решен в ближайшее время, то в следующем году на месте Кими Райкконена может оказаться другой пилот (как вариант – Давиде Вальсекки, который выиграл чемпионат GP2 в прошлом году и стал тест-пилотом Lotus). Все дело в том, что услуги финна – не самое дешевое удовольствие даже по меркам Формулы 1, а вот команда Lotusпока не смогла привлечь себе серьезных спонсоров, не имея даже титульного партнера до сих пор.
И если вернуться к тому факту, что только четыре команды могут платить сразу двум своим пилотам, а также разобравшись с ситуацией в Lotus, мы получаем неутешительную картину. Ведь остальные команды просто не смогут существовать, если не будут подписывать хотя бы одного «рента-драйвера», хотя чаще речь идет сразу о двух таких пилотах. Конечно, «рента-драйвером» можно назвать любого без исключения пилота, ведь приход того же Фернандо Алонсо в Ferrari стал возможен благодаря банку Santander, который и платит испанцу зарплату.
Есть также много пилотов, которых поддерживают крупные автомобилестроители, что позволяет командам, подписавшим с ними контракт, получить определенную выгоду в виде более дешевой продукции этих автогигантов. Например, Адриан Сутиль получил место в Force India и как следствие – коробка передач, трансмиссия, система гидравлики и двигатели производства Mercedesдля конюшни из Сильверстоуна с 2014 года будут по «ценам со скидкой».
Но мы сейчас поговорим о тех пилотах, которые попросту не смогли бы получить место в Формуле 1 без серьезной спонсорской помощи. Ведь тот же Пастор Мальдонадо, который выиграл в прошлом году Гран При Испании, без сомнений потеряет место в стане Williams, если национальная венесуэльская компания PDVSA откажется в какой-то момент поддерживать его карьеру (а со смертью Уго Чавеса такой поворот событий не стоит исключать). В стане Williams быстро забудут его победу, и уже не будут акцентировать внимание на его феноменальной скорости, а просто скажут, что в результате долгого анализа было решено пригласить другого человека.
На самом деле, командам также неприятна эта ситуация, как и многим поклонникам Формулы 1. Но проблема не будет решена, пока расходы в Формуле 1 будут оставаться на катастрофически высоком уровне. Конечно, каждая конюшня пытается доказать, что выбрала пилота не только из-за денег, а увидела скрытый талант в гонщике, но ведь не сами участники чемпионата поставили себя в такие условия.
Берни Экклстоун годами затягивает решение вопроса о сокращении расходов в чемпионате, постоянно придумывая отговорки и обещая в скором времени все уладить. Да и ведущие коллективы не торопятся урезать свои бюджеты и ставить себя в одинаковые условия с остальными командами. Но вечно так продолжаться не может, хотя бы по той причине, что последние годы постоянно падает общий уровень пилотов чемпионата.
Конечно, смена поколений – это часть спорта, только взамен ушедшим гонщикам последнее время приходит все больше пилотов, которые своими результатами и выступлениями ну никак не достойны уровня Формулы 1. Зато чемпионам младших серий места не находится, как в случае с тем же Давиде Вальсекки.
Бывшие пилоты Формулы 1 давно уже призывают изменить эту ситуацию, сделав такими условия, чтобы сперва упорядочить младшие серии уровням. А потом сделать так, чтобы победитель чемпионата имел все шансы трудоустроиться в следующей по рангу категории гонок. Ведь заполучить место за рулем болидам стало настолько дорогим удовольствием, что еще зимой не только команды Формулы 1 решали вопрос с составами, а и многие представители GP2 не могли укомплектовать пилотами свои команды, потому что никто не хотел платить требуемые за это деньги.
Так что я бы не стал винить пилотов за то, что они попадают в Формулу 1 благодаря спонсорской поддержке, поскольку такими же были первые шаги Михаэля Шумахера и Ники Лауды в Королевский гонках, а потом эти парни выиграли свои семь и три титула соответственно. В любом случае гонщики будут платить первое время за место в команде, только одно дело, когда стоимость такого «счастья» относительно небольшая, а значит в первую очередь выбирать талантливых пилотов. Другое дело, когда один парень предлагает команде 14 миллионов, но не проявил себя потенциальным чемпионом в младших сериях, а вот хороший гонщик имеет только три миллиона. В итоге место получает тот, кто в принципе не заслужил шанса проявить себя в самой престижном гоночном чемпионате мира.
Поэтому обижаться гонщикам не стоит, когда о них пишут, как о «рента-драйвера», но и поклонники должны помнить, что современная Формула 1 не оставила других шансов попасть в чемпионат. Поэтому клеймо «рента-драйвер» будет висеть на любом из гонщиков, который не добьется контракт с предусмотренной зарплатой. Но так как командам не хватает денег на свои первоочередные нужды, то вряд ли в ближайшем будущем число «рента-драйверов» резко сократиться. Скорее наоборот, их будет становиться все больше.